СБЫВШИЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ РЭЯ БРЭДБЕРИ
5 июня 2012 года не стало Брэдбери. Он прожил долгую жизнь и оставил нас в возрасте 91 года (этим летом ему исполнилось бы 100). В своих произведениях автор предвосхитил появление многих технических устройств и тенденций. Вот его пророчества сделанные в "451 градус по Фаренгейту":
● "Он прислушался. Чуть слышный комариный звон, жужжание электрической осы, спрятанной в своем уютном и теплом розовом гнездышке. Музыка звучала так ясно, что он мог различить мелодию.
Его жена, распростертая на кровати, неукрытая и холодная, как надгробное изваяние, с застывшими глазами, устремленными в потолок, словно притянутыми к нему невидимыми стальными нитями. В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков – музыка и голоса, музыка и голоса – волнами омывает берега ее бодрствующего мозга. Нет, комната была пуста. Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил ее, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру. Не было ночи за последние два года, когда Милдред не уплывала бы на этих волнах, не погружалась бы в них с готовностью еще и еще раз."
Да, в романе 1953-ого года описывается плеер. За десятилетия до его реального изобретения.
● Телевизоры с плоским экраном, домашние кинотеатры
Члены футуристического общества столь же сильно одержимы материальными благами, как и многие современные люди. В частности, в романе упоминается любовь героев к плоским телевизорам размером во всю стену.
● Социальная сеть
Брэдбери пишет о так называемых стенах – суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои произведения общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения (стена в vk, ну вы поняли).
● Банкоматы и онлайн-кабинеты
Брэдбери описывает машины, сильно напоминающие современные банкоматы. По книге, пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим финансам.
● Смерть книги
В реальности запрета книг не случилось, однако бумажные тома стремительно вытесняются электронными форматами, "читалками" и аудиокнигами. Сам Брэдбери до последнего был против, чтобы его произведения выходили в "цифровом" формате, но в итоге был вынужден дать согласие, т.к. этот пункт стал обязательным при заключении контракта с большинством крупных издательств.
● Цензура и диктат толерантности
Вообще цензура в разном виде существовала всегда, предсказывать ее особо не нужно. Каждый политический строй гребет под себя, при каждом под запрет попадают то одни книги, то другие. А некоторые и правда стоят того, чтобы их сжечь, вот например один злой австрийский художник однажды написал... впрочем не будем о нем. Интересно, что в 21 веке на фоне официально объявленной свободы слова, существует заметное расхождение того, что написано и что есть на деле: появился особый сорт цензуры, диктуемой корпорациями, а так же социальными стратами, объявившими себя обиженными и недополучившими прав (очень сильно сказалось на западном кино и играх последнего десятилетия). Кажется, именно об этом написано здесь:
"Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь ее. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и ее тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие."
Интересно, что роман, тема которого - проблема запрещения литературы, сам почти 30 лет подвергался цензуре, и это в свободных-то Штатах: из него вырезались легкие ругательства и некоторые фрагменты. Долгое время автор не знал об этом и только в 1980-м добился того, чтобы его роман стал публиковаться в полном виде. А вот в СССР роман хотя и получал очень разные отзывы, но никогда не запрещался.